return_links();?>

Устойчивость поисковых тенденций учеников


02.07.2015

Устойчивость поисковых тенденций учеников из кластера III, ярко проявившихся в начальной школе, так четко выражена, что возникает предположение о том, что у этих детей склонность к поиску вообще не зависит от обучения. Однако этому предположению противоречат данные, полученные на уроках химии, где наблюдается выраженная тенденция роста ПА во всех кластерах. Отличительной особенностью организации учебной среды при формировании химических понятий является выстроенная система промежуточных форм опосредствования, позволяющая ученику развернуто представлять себе все переходы от предметного к понятийному действию с химическими объектами и благодаря этому - постоянно иметь возможность достраивать ориентировку в задаче до полноты понимания.

Чтобы прояснить особенности организации ПА на уроках химии, рассмотрим два контрастных случая, объединенных одним немаловажным обстоятельством: отношения с классами у учителей, оценивавших ПА детей на своих уроках, были бесконфликтными, дружелюбными и личностно ориентированными. Учебный предмет «История» был так же нов для учеников, перешедших в основную школу, как и химия. Однако по форме организации ПА уроки различались полярно. Учительница истории - прекрасная рассказчица, и на ее уроках дети превращались в завороженных слушателей сказочно захватывающих историй. Она охотно поддерживала детские вопросы и самостоятельные комментарии к ее рассказам, но не стимулировала их специально. Учительница химии – прекрасный организатор самостоятельного детского поиска нового знания, и на ее уроках дети становились увлеченными исследователями и «первооткрывателями» волшебных превращений веществ.

Мы видим, что на уроках истории некоторый рост обнаруживает лишь кластер I. На уроках химии все без исключения группы детей обнаруживают существенный рост ПА. Особенно отраден рост ПА в кластере II: начавшееся в третьем классе, отстранение этих детей от всякой учебной инициативы на протяжении всей основной школы не компенсируется ни на одном другом учебном предмете. В табл. 6 рост ПА между 5 и 7 классом представлен в цифровом выражении.

Данные о ПА на уроках химии указывают на то, что динамика ПА учеников на уроках - это не природное, а рукотворное явление - предмет особой работы учителя. Упорное отсутствие роста ПА свидетельствует об отсутствии у учителя средств или интенций такой работы. Не следует полагать, что, поставив учебную задачу, предполагающую поиск способов ее решения, и призвав детей «думать самостоятельно» или «посоветоваться друг с другом», учитель предоставил ученикам условия для самостоятельного мышления и для содержательной, понимающей коммуникации. Отсутствие в учебном курсе развитой и развивающейся системы средств ориентировки детского действия в предмете изучения обрекает детей на беспомощность, проявлением которой является отсутствие положительной динамики ПА в учебной ситуации.

Автошкола в Краснодарае http://avtoperekrestok.ru/ предлагает профессиональные курсы вождения для различных категорий. Заходите на сайт школы и записывайтесь.



Конкурсная программа
23 июля
режиссер Петр Траскальски
Польша || 11:00
режиссер Юна Тена
Финляндия || 15:00
24 июля
режиссер Михаил Сегал
Россия || 11:00
режиссер Изабель Штевер
Германия || 15:00



© 2006—2012 Дирекция кинофестиваля «БАЛТИЙСКИЕ ДЕБЮТЫ»
Сеть кинотеатров КАРО Фильм Ингеоком KD Корвет